Общая информация

Центры Технологической Поддержки образования (ЦТПО) представляют собой открытые площадки при федеральных вузах столицы, которые с учетом специфики, территориального расположения и отраслевой направленности вузов обеспечивают ресурсное сопровождение научно-технического творчества и инженерного образования.

Целевые группы, которым предоставляются образовательные, консультационные и экспертные услуги ЦТПО, включают в себя как обучающихся образовательных учреждений, так и педагогов и специалистов системы столичного образования. В силу своего функционала и принадлежности к ведущим техническим вузам ЦТПО могут обеспечивать связь создаваемых в городе Москве инновационных образовательных кластеров с системой общего и дополнительного образования.

В настоящее время Центры функционируют на базе 19 федеральных вузов, расположенных в столице, каждый из которых имеет свою специфику и отображает конкретную область технологических знаний: ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН», ФГАОУ ВО МФТИ, ФГБОУ ВО РГГУ, ФГБОУ ВО «МИРЭА — Российский технологический университет», ФГБОУ ВО МГТУ им. Н.Э. Баумана, ФГБОУ ВО НИУ МЭИ, ФГАОУ ВО НИУ МИЭТ, ФГБОУ ВО МГСУ, ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, ФГАОУ ВО НИТУ МИСиС, ФГАОУ ВО НИЯУ МИФИ, ФГБОУ ВО МГТУ МАДИ, ФГБОУ ВО МАИ (НИУ), ФГБОУ ВО ГосИРЯ им А.С.Пушкина, ГБОУ ВО РНИМУ им Н.И. Пирогова, ФГБОУ ВО РГУ им. Н. А. Косыгина, ФГБОУ ВО «Московский Политех», ФГБОУ ВО «МГУПП» (центр создан в 2019 году), ФГБОУ ВО «РХТУ им. Д. И. Менделеева» (центр создан в 2019 году).

МГТУ СТАНКИН является базовой площадкой и координатором сети ЦТПО. Центры, входящие в сеть ЦТПО, реализуют следующие механизмы:

  1. Подготовка школьников по дополнительным общеразвивающим программам.
    За 2022 год около 17 тыс. (17 072) юных москвичей прошли обучение по современным дополнительным общеразвивающим программам. ЦТПО предложили московским школьникам более 100 программ дополнительного образования по направлениям нанотехнологии и биомедицина, машиностроительные технологии, мехатроника и технологические процессы, современная электроника и робототехника, аэрокосмические технологии, современные информационные технологии, современные агро-инженерные технологии, дизайн и визуализация, энергетика и энергосбережение, современный транспорт и другие. Запись на курсы дополнительного образования при ЦТПО осуществляется при обязательной регистрации детей через Единую систему записи (ЕСЗ).

  2. Профориентация и работа по популяризации технического творчества и научно-исследовательской деятельности.
    Деятельность сети ЦТПО преследует не только образовательные цели, но также профориентационные, развивающие и воспитательные, помогая юным талантам в полной мере раскрыть свой потенциал, способствует раннему профессиональному самоопределению обучающихся и обеспечивает выбор профиля при поступлении в технические вузы страны. Большая работа ведется по популяризации технического творчества и научно-исследовательской деятельности. На площадках ЦТПО проходят встречи с учеными, мастер-классы, экскурсии по лабораториям вузов, центры принимают участие в выставках и фестивалях, проводимых на площадках города. Всего в 2022 году в профориентационных и популяризаторских мероприятиях ЦТПО приняло участие более 20 000 школьников города Москвы.

  3. Проведение конкурсных мероприятий, направленных на выявление и развитие у обучающихся интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности.
    Итогом многих программ дополнительного образования, реализуемых на базе ЦТПО, становится проект, выполненный учащимися при консультационной и экспертной поддержке ведущих специалистов отрасли. Это может быть либо техническое устройств, робот, научная или исследовательская разработка, компьютерная программа. Работы юных техников и исследователей представляются на конкурсах и конференциях, которые проводятся как самими ЦТПО, так и партнерами, многие из них организуются и проводятся при поддержке Департамента.

Знаковым для сети ЦТПО ежегодным событием является открытый городской конкурс научно-технических проектов школьников «ИНЖЕНЕРНЫЙ СТАРТ-2022» (далее — Конкурс). 3 декабря 2022 года прошел финал открытого городского конкурса научно-технических проектов школьников «Инженерный Старт-2022». Общее количество участников мероприятия – 205 человек. В этом году в отборочном этапе конкурса приняли участие более 665 проектов талантливых школьников. В финальный этап конкурса на суд жюри было представлено более 100 проектов.
В проекте «Демонстрационный экзамен» для обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам углублённого уровня приняли участие 1677 учащихся из 19 ЦТПО. Экзамен проводился по 7 направлениям и 12 компетенциям: «Мультимедийная журналистика», «Мехатроника и робототехника», «3D моделирование, прототипирование», «Программирование», «Веб-разработка», «Фотография», «Графический дизайн» и проходил на базовых площадках образовательных организаций города.

Уникальный состав учебно-лабораторного оборудования ЦТПО, отражающий тенденции развития современных технологий исследовательской работы и цифрового производства, привлечение квалифицированных научно-педагогических кадров системы высшего профессионального образования и учет отраслевой направленности федеральных вузов - участников проекта позволяет реализовывать с обучающимися города образовательные, профориентационные и просветительские программы по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий.

Департамент образования и науки города Москвы, реализуя проект сети ЦТПО, предполагает формирование в городе единого образовательного пространства научно-технического творчества и непрерывного инженерно-технологического образования. В этом пространстве ЦТПО выполняют функции организационно-методических ядер, которые обеспечивают ресурсную и учебно-методическую поддержку входящих в него элементов, а также координацию, содержательную наполненность, непрерывность и преемственность всех просветительских, образовательных и профориентационных программ по направлениям науки, техники и технологии в системе столичного образования.

Элементами такого единого образовательного пространства должны стать площадки на базе кабинетов технологии нового поколения в образовательных учреждениях общего образования (школах и лицеях) и современные ресурсные площадки на базе учреждений дополнительного образования детей. На этих площадках создаются условия для повышения уровня общей технологической грамотности обучающихся и предоставляются базовые возможности для проведения проектно-исследовательской деятельности в сфере науки, техники и технологии для талантливой молодежи.

Создание таких площадок и тиражирование полученного опыта предполагается в ходе второго этапа реализации проекта по созданию инфраструктуры технологической поддержки образования города Москвы.

МГТУ «СТАНКИН»
Тихвинская ул. 39 стр.25